воскресенье, 29 января 2012
Сегодня наконец-то выдался случай посмотреть этот фильм - юбилей Назарова в Доме Кино.
На часть с поздравлениями я опоздала, зато попала на показ избранного с фестиваля Крок, в том числе и "Монстра деревни Никс"
Больше всего понравился главный злодей - ласточка Вергилий. Я не сразу разобралась где у этого чудовища рот)


Посмотреть и послушать его можно
здесьКасательно сюжета. Догадываюсь, что зрителю сие творенье доступно будет для обозренья не в самом обозримом будущем (равно как и предыдущая работа автора, психонавтическая Jona/Tomberry - найти ее можно только без / в поиске, да и то в плохом качестве), поэтому буду спойлерить без зазрения совести)
Внимание, спойлер и многобуквие.
Фильм, оказывается, музыкальный, на каждый эпизод герои поют "песенку".
Существо детского пола (по сюжету - мужского, на вид - чистая девочка, даром что в юбке) по имени Вильям в один прекрасный день, играя в прятки, потеряло бабушку. Как выяснилось, пропала она вместе с половиной их дома, города и его жителями, которые это объясняют делом рук монстра, пришедшего из леса. Жители поют заунывную песню и сбегают из города, оставляя ребенка самому разбираться в происходящем.
Вильям идет в лес, встречая по дороге громадную ласточку, больше похожую на ворону и говорящую голосом Тома Уэйтса. Ласточка просит Вильяма найти ей "яйцо, а лучше даже два". О чем идет речь мы поймем немного позже (или посмотрев официальный трейлер).
Покинув неприятное чудовище Вильям находит сторожку трусливого Лесничего (говорит Терри Гильям). Тот, трясясь от страха, говорит мальчику, как монстр выглядит - огромный нос, огромный рот, огромные руки. Кроме того, увидеть его может только ребенок - взрослый же увидит только дерево. Вильям отважно идет его искать, Лесничий, в котором страх за мальчика переборол страх перед лесом, прихватывает ружье и идет вместе с ним. По пути поет песенку, о том какой этот монстр страшный.
Наступает ночь, они-таки встречают монстра: Лесничий смывается, Вильям пытается биться с монстром, но тот выхватывает у того оружие и - убегает! Вильям следует за ним и видит много таких монстров. Оказывается, это не те существа что украли бабушку: себя они зовут, кажется, Longmans, и похожи на тощее нечто среднее между пугалом и лешим в носатых венецианских масках. Longmans добрые, говорят с птичьим пощелкиванием и не хотят причинять вреда мальчику. Их единственная забота - об огромном дереве, Иве, рождающей яйца, из которых вылупляются истории, и о самих этих яйцах. Вильям спрашивает, не забирали они его бабушку - те говорят, что нет. Они поют песенку, Вильям заглядывает в парочку яиц и видит в них странные, жутковатые, но недоразвитые истории про чудовищ. Среди них он примечает одно - непрозрачное, с толстой кристаллической скорлупой. Лонгмены умеют перемещаться через "зеркала" - такие зеркальные параллелепипеды из похожей на ртуть среды. Вокруг Ивы - озеро из этой среды, в ней плавает младенец русалки и считает тоненьким голоском секунды.
Внезапно прилетает настоящий монстр: он хочет похитить яйца, но Ива не дает ему это сделать, закрывая от него их обитель своими ветвями. Longman'ы перещелкиваются в страхе, говорят мальчику, что монстра зовут Вергилий. Они говорят, что нужно защитить самое дорогое - Иву, и решают строить вокруг нее "скорлупу". Тем временем, от потрясений Вильям засыпает, Лонгмены заботливо укрывают его одеялами из листьев.
Наутро Вильям просыпается, но ни Ивы, ни Лонгменов не видит. В лесу он видит - внезапно! - всех тех чудовищ и персонажей из недоразвитых историй, которые он видел в яйцах. Они в растерянности - поют песенку о том, что потерялись, так же, как и сам герой. Среди них находится только один жук-оса, который знает, как вывести мальчика обратно из леса. Когда они выходят, Вильям с ужасом замечает что ни деревни, ни гор вокруг нет - вместо них белое, пустое как лист бумаги пространство (error: texture not found). Внезапно появляющийся Вергилий - тот самая "ласточка" - подтверждает, что мир их истории разрушается, мимоходом съедая того жука. Вильям требует вернуть его бабушку, Вергилий говорит, что сделает это, в обмен на одно из яиц истории.
Вильям возвращается, видит, что Лонгмены строят огромную скорлупу вокруг Ивы. Пользуясь тем, что за яйцами почти не следят, он пытается взять одно, гладкое, но то расползается у него в руках. Тут он находит яйцо с кристаллической скорлупой - в отличие от остальных оно держится крепко. Это-то яйцо он и отдает Вергилию. Тот вне себя от радости, хватает яйцо, говорит - теперь он создаст свою собственную историю, где он все сделает так, как ему нравится. В ответ на просьбу Вильяма отдать ему бабушку тот говорит, что соврал ему - у него нет его бабушки, а его мир скоро разрушится окончательно. Поглощенный в свои планы и поющий песенку Вергилий поднимается в воздух вместе с яйцом, но пустота разъедает его. Яйцо, нетронутое, падает к безутешно рыдающему Вильяму.
Тем временем появляются Лонгмены. Они видят, как быстро мир разрушается. Они бегут обратно к почти законченной скорлупе, вместе с ними и Вильям с яйцом. Пустота уже уничтожает лес, Лонгмены прячутся в скорлупе, замуровывая вход. Мальчик в полном отчаянии остается снаружи. Тем временем пустота накрывает все ближе и ближе. Младенец русалки отсчитывает секунды до уничтожения мира...
Но тут один из Лонгменов открывает щелку в скорлупе, бежит к мальчику, берет его с собой и успевает закрыть дверь перед самой пустотой. Та уничтожает все текстуры вокруг.
Оказавшись в скорлупе, Вильям видит, что скорлупа выдержала и успокаивает трясущихся от страха Лонгменов. Из всех яиц историй уцелело лишь одно - то, что держал Вильям.
Заглянув в него он видит самого себя - заглядывающего в яйцо и Лонгменов вокруг Ивы (да здравствует рекурсия!). Удивившись и снова заглянув в него он вдруг хитрым монтажным переходом оказывается заглядывающим в воду фонтана. Поднимая глаза он видит маски Лонгменов - они украшают основание фонтана. Рядом с ним кто-то зачерпывает воду. Это оказывается улыбающийся полицейский из старой деревни Никс! Он заряжает водный пистолет и, хохоча, бежит за возникающими другими детьми, которые играют в догонялки. Пораженный Вильям видит, как снова из ничего выстраивается его мир, его деревня со всеми жителями (первые кадры трейлера со сценами мирной жизни - на самом деле из конца мультфильма, да-да). Вдруг он видит полностью восстановленный и цветущий дом бабушки, откуда началось повествование. Он входит, окликивает бабушку: видит силуэт, подкрадывается, разворачивает кресло - а там чучело! Из другой комнаты доносится старческое ворчание бабушки, и Вильям замечает "я думал, ты умерла", в ответ бабушка кричит: "Чтоо? Ты думал, что я оглохла?.." ("you're dead" => "you're deaf"
, по лицу Вильяма пробегает улыбка и он отвечает "Да, бабушка, именно так я и сказал".читать дальше
Отака уйня, малята.
Вообще по сравнению с другим фильмом той же студии и автора, "Jona/Tomberry", Монстр деревни Никс смотрится куда более понятным и добрым.
Из "Jona/Tomberry" автор использовал некоторых персонажей в "Монстре" - например, Лонгмены, ребенок-русалка, человечек с завязанными глазами. Везде у него отсылки к своему предыдущему фильму (и к самому себе).
Но впрочем, должна сказать, фильм мне понравился.